ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ДЗЕРЖИНСКАЯ ООШ
1.Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся , на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Основная образовательная программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа -особый этап в жизни ребенка, связанный:
- · с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- · с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании самовыражении;
- · с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни перспективы личностного и познавательного развития;
- · с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- · с изменением самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- · с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности мировоззрения.
Основная образовательная программа учитывает характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
- · центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
- · развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направлений на овладение учебной деятельностью, основой которого выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов и личностного смысла учения.
Основная образовательная программа учитывает существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, воспитании, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Цель основной образовательной программы начального общего образования-обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы:
- · личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- · метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- · предметные результаты- освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- · воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- · переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении;
- · ориентацию на достижение цели основного результата образования -развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- · признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- · учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- · обеспечение преемственности дошкольного, начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования;
- · разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).
Планируемые результаты освоения обучающимися
Основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию.
Планируемые результаты:
- · обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Основной образовательной программы;
- · являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы.
Структура планируемых результатов строится с учетом необходимости:
- · определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы-зоны ближайшего развития ребенка;
- · определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития;
- · выделения основных направлений оценочной деятельности- оценки результатов деятельности систем образования различного уровня педагогов, обучающихся.
В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе выделятся следующие уровни описания.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение призвано дать ответ на вопрос : «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Этот блок результатов описывает основной, существенный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональных уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу, приводятся в блоках «Выпускник научится». Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и может в принципе быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью итоговой работы).
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижений этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижений планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
- · двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;
- · программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- o внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- o широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
- o учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
- · новой задачи;
- o ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- o способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- o основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
- o своей этнической принадлежности;
- o ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- o знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
- o развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- o эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- o установка на здоровый образ жизни;
- o основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- o чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- · внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- · выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- · устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- · адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- · положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- · компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- · морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- o установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- o осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- o эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- o принимать и сохранять учебную задачу;
- o учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- o планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- o учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- o осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- o оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- o адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- o различать способ и результат действия;
- o вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках;
- o выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- o в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- o преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- o проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- o самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- o осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- o самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- • строить сообщения в устной и письменной форме;
- • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- • осуществлять синтез как составление целого из частей;
- • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- • устанавливать аналогии;
- • владеть рядом общих приёмов решения задач.
- o Выпускник получит возможность научиться:
- • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- • формулировать собственное мнение и позицию;
- • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- • задавать вопросы;
- • контролировать действия партнёра;
- • использовать речь для регуляции своего действия;
- • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- • Выпускник получит возможность научиться:
- • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|