Обеспечение преемственности программы формирования универсальных
учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:
• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Общие положения
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.
Разработка образовательных программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (личным, метапредметным, предметным)
Реализация Стандарта начального общего образования в ОУ осуществляется на основе учебно-методического комплекта «Школа России»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Согласно Концепции национальный воспитательный идеал высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания:
В области формирования личностной культуры:
- o формирование способности к духовному развитию,
- o укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- o формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
- o формирование нравственного смысла учения;
- o формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- o принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- o формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- o формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам
- o формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,
- o развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- o осознание обучающимся ценности человеческой жизни
- o В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечеств
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Современные особенности развитии и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В современных условиях необходим переход к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания.
Принцип системно- деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- · элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- · представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- · элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- · элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- · интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека обществе;
- · уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- · ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- · начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- · элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- · интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
- · стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- · любовь к образовательному учреждению, своему, городу, народу, России;
- · уважение к защитникам Родины;
- · умение отвечать за свои поступки;
- · негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- o первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- o различение хороших и плохих поступков;
- o представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- o элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- o уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- o установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- o бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- o знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- o стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- o представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- o отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- § первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- § уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- § элементарные представления об основных профессиях;
- § ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- § элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- § первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- § умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- § умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- § бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- § отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- · ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- · элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- · элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- · первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- · первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- · отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- · представления о душевной и физической красоте человека;
- · формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- · интерес к занятиям художественным творчеством;
- · стремление к опрятному внешнему виду;
- · отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- o сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- o научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- o научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- o сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- o сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- o дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- o дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- o обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- o сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- o сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- o сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на
- Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
- Овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
- Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
- Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
- Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей. |